Главная » Новости
Редактируемый блок
Данный блок может содержать как графическую, так и текстовую информацию.






Новости

            

Д.А.Медведев поручил Минстрою "разобраться" с коммунальными услугами на ОДН

Отрасли: жкх

 

 

Итак, что означает исключение затрат на коммунальные услуги (КУ) на общедомовые нужды (ОДН) из платы за коммунальные услуги и включение их в состав платы за содержание общего имущества для всех участников жилищных отношений?

Рассмотрим плюсы и минусы для четырёх категорий таких участников: государство; ресурсоснабжающие организации; собственники/наниматели помещений; управляющие организации.

При анализе последствий включения затрат на коммунальные услуги на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества необходимо помнить, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N417-ФЗ введен механизм ограничения повышения стоимости коммунальных услуг. В целях реализации положений указанного закона Правительством РФ принято Постановление от 30.04.2014 года N400, и издано Распоряжение от 30.04.2014 года N718-р, которым утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов. Необходимо отметить, что речь идет именно о коммунальных услугах. Стоимость же жилищных услуг, к которым относится и содержание общедомового имущества, не ограничена никакими индексами и может быть изменена решением общего собрания собственников помещений МКД до любого уровня, который собственники сочли необходимым.

Исключение платы за КУ на ОДН из состава стоимости коммунальных услуг позволяет снизить стоимость «общего пакета» коммунальных услуг, что влечет за собой возможность повышения стоимости КУ на индивидуальные нужды на бóльшую в абсолютном значении величину, не выходя при этом за рамки предельного индекса в относительных величинах.

В то же время, расходование на оплату КУ на ОДН части  средств, предусмотренных на содержание и ремонт общего имущества, естественно, приведет к дефициту этих самых средств, и организация, осуществляющая работы по содержанию и ремонту, вынуждена будет обратиться к собственникам для повышения действующего тарифа как минимум на величину стоимости КУ на ОДН, либо отказаться от исполнения части работ по содержанию и ремонту.

Необходимо при этом учесть то обстоятельство, что стоимость коммунальных услуг на ОДН может быть весьма значительной – при перерасчете на 1 квадратный метр она составляет несколько рублей и в некоторых МКД достигает 5-10 рублей с квадратного метра, а в некоторых превышает и это значение. Следовательно, обслуживающая дом организация (УО, ТСЖ, ЖСК) вынуждена будет предложить собственникам повысить тариф на содержание и ремонт в среднем на 5-10 рублей с квадратного метра.

С учетом того, что подавляющее число утвержденных собственниками тарифов на содержание и ремонт в РФ варьируется от 12 до 35 рублей с квадратного метра, повышение этого тарифа на 5-10 рублей представляется более чем существенным, а в немалом количестве МКД - просто грандиозным. И это при том, что повышение тарифа вовсе не повлечет за собой увеличения количества потребляемых услуг или повышения их качества. Несложно предугадать реакцию населения на такие вот «предложения» управляющих организаций.

Конечно же, при отсутствии роста стоимости каждой отдельно взятой жилищной или коммунальной услуги, общая плата за ЖКУ не изменится – просто стоимость КУ на ОДН войдет в состав стоимости содержания и ремонта, не изменяя итоговую сумму в квитанции. Но все прекрасно понимают, что рост стоимости ЖКУ неизбежен! Кроме того, необходимо учесть, что повышение тарифа на жилищные услуги (в отличие от коммунальных) происходит по решению собственников, а убедить их принять такое решение, даже имея веские основания, весьма проблематично.

Следует также отметить, что в случае утверждения собственниками тарифа на содержание и ремонт в виде некоторой постоянной стоимости в рублях с квадратного метра, и вхождении в этот тариф оплаты коммунальных услуг на ОДН, стоимость которых является величиной переменной, у управляющей организации возникают проблемы с прогнозом поступления средств и планированием бизнес-процессов.

Таким образом, отрицательными последствиями включения стоимости КУ на ОДН в тариф по содержанию общего имущества для управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК можно считать высокий риск снижения доходов, ухудшение качества планирования бизнес-процессов, высокая вероятность роста негатива со стороны собственников, увеличения количества жалоб, а следовательно, количества проверок надзорными инстанциями со всеми вытекающими последствиями. Необходимо также заметить, что прямую обязанность УО оплачивать в пользу РСО стоимость КУ на ОДН независимо от собираемости этих средств с собственников тоже нельзя назвать положительным фактором. Положительных последствий для УО, ТСЖ, ЖСК вообще как-то не видится.

Для собственников и нанимателей помещений негативными последствиями можно считать необходимость повышения тарифа на содержание и ремонт и высокий риск повышения стоимости коммунальных услуг на индивидуальное потребление, что в совокупности приведет к весьма существенному повышению общей стоимости потребляемых жилищно-коммунальных услуг. Позитивными последствиями можно считать исключение из квитанций строк с аббревиатурой «ОДН» и прекращение споров и конфликтов по этому поводу, а в случае утверждения тарифа на содержание и ремонт, не зависящего от стоимости входящих в них КУ на ОДН, собственники и наниматели получают некую стабильную стоимость жилищных услуг.

Для ресурсоснабжающих организаций можно отметить такое положительное последствие, как возможность повышения стоимости коммунальных услуг выше установленных предельных индексов. Кроме того, в домах с непосредственным управлением РСО теряют необходимость взыскивать стоимость КУ на ОДН с собственников и нанимателей помещений и получают возможность взыскивать эти средства с организации, осуществляющей содержание и ремонт таких домов. Отрицательных последствий для РСО, в общем-то, нет.

Государство получает возможность проводить более гибкую политику тарифного регулирования, при необходимости превышая установленные предельные индексы при утверждении тарифов. Кроме того, ввиду исчезновения из квитанций строк с указанием стоимости КУ на ОДН, пропадёт недовольство населения и многочисленные споры по вопросу этих самых ОДН.

Представим вышесказанное в форме таблицы, позволяющей наглядно увидеть все плюсы и минусы исполнения поручения Д.А.Медведева:

 

Государство

РСО

Жильцы

УО, ТСЖ, ЖСК

+

1. Ликвидация недовольства граждан по вопросам, связанным с ОДН

2. Возможность утверждения тарифов выше установленного предела

1. Возможность утверждения тарифов выше установленного предела;

2. При непосредственном управлении - возможность взыскивать стоимость КУ на ОДН с эксплуатирующей организации

1. Строки «КУ на ОДН» исчезнут из квитанции

2. Квартплата не будет зависеть от стоимости ОДН

 

-

 

 

1. Рост стоимости КУ

2. Рост стоимости жилищных услуг

1. Снижение дохода за счет необходимости оплачивать КУ на ОДН из собственных средств

2. Снижение точности планирования бизнес-процессов

3. Рост негатива, увеличение жалоб со стороны собственников

4. Развитие конфликтных ситуаций с РСО

5. Увеличение конфликтных ситуаций с надзорными органами

Представленная таблица наглядно демонстрирует, в чьих интересах будут действовать предложенные Председателем Правительства РФ изменения.

Остается только пожелать, чтобы федеральные и региональные законы, подзаконные акты, иные НПА в жилищной сфере были более продуманны, учитывали бы интересы всех участников жилищных отношений и способствовали бы именно развитию сферы ЖКХ, к всеобщему благу граждан РФ.

 

 

Голова с руками не в ладу?

 

До сих пор — хотя с момента вступления в силу 261-го закона уже прошло почти три года — у нас нет главных составляющих нормативно-правовой базы, которые позволили бы реализовать этот закон и обширные планы правительства на деле, а не на словах. Во-первых, практически полностью отсутствуют механизмы, мотивирующие собственников и арендаторов «квадратных метров» к энергосбережению. Во-вторых, до сих пор нет утвержденных и общепризнанных для всех требований к энергоэффективности зданий.

Фактически в сфере энергосбережения — если рассматривать конечных потребителей — пока действуют только меры принуждения, которые эффективными не могут быть по определению. Более того, в различных нормативных документах правительства РФ содержатся диаметрально противоположные требования на этот счет.

Так, новые Правила предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011г.) прямо указывают на то, что индивидуальные (поквартирные) приборы учета тепла обязательны к установке, если таково желание владельца квартиры - даже в том случае, если в доме якобы не подходящая для этого система вертикальной разводки. Такие требования и разрешения прямо содержатся в пунктах 31, 33, 42 Правил, а в приложении № 2 к Правилам содержится подробный порядок расчета размера платы за тепло в квартире, оборудованной индивидуальным прибором учета потребления тепла. Напомним, правила вступают в силу с 1 сентября 2012 года.

Однако с той же даты — с 1 сентября 2012 года — вступают в силу так называемые «критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета». «Правила», подписанные В.Путиным, разрешают установку индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета тепла в любых квартирах по желанию потребителя. «Критерии» же, утвержденные и.о. Министра регионального развития РФ В. Токаревым — то же самое категорически запрещают. В пункте 3 критериев указано: «Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома... индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления».

Фактически «Критерии» - подзаконный акт, который в иерархии нормотворчества стоит значительно ниже «Правил» - оставляют возможность индивидуального учета и соответственно экономии тепловой энергии только для вновь строящихся жилых зданий и сооружений, лишая преобладающую часть населения России права на индивидуальный учет и экономию тепла. Это в корне противоречит стратегии государства не только в части достижения энергоэффективности, но и в части развития прямых договорных отношений населения с поставщиками различных коммунальных и энергоресурсов.

В июне 2016г. в ст.81 внесено дополнение, которое напрямую запрещает установку индивидуальных счетчиков тепла в домах с вертикальной разводкой стояков отопления.

 

Импорта нет, свое — в разработке

 

− В принципе такое решение Минрегиона можно понять, - считает ведущий инженер-конструктор Холдинга «Теплоком» Андрей Шорохов. - В России ранее не было технических решений, которые позволили бы наладить индивидуальный (поквартирный) учет тепла. Предлагаемые западными производителями решения такого рода проблем предполагают горизонтальную разводку в многоквартирных домах или же предназначены для ИЖС. Имеется, правда, решение в виде так называемых распределителей — но это все равно, что мерить среднюю температуру по больнице. Распределители не считают тепло, потребленное в отдельной квартире или комнате. Они всего лишь позволяют — и то весьма приблизительно — определить долю отдельно взятой квартиры в сумме расходов многоквартирного дома на оплату тепла.

В этих условиях, считает А. Шорохов, Минрегион поступил правильно, указав в «Критериях» ограничения для индивидуального учета тепла при вертикальной разводке в уже существующих зданиях и сооружениях. Однако в скором времени ситуация может кардинально измениться: приборы, подходящие для поквартирного учета тепла при вертикальной разводке, уже выходят в серию. Будет крайне несправедливо, если они окажутся доступными только для вновь строящегося жилья.

Есть ли какой-то выход из ситуации? Специалисты дают утвердительный ответ на этот вопрос. Они считают, что сразу после регистрации новинок в Госреестре можно будет выходить на Минрегион с предложением изменить «Критерии», исключив из них запретительную по отношению к индивидуальному учету тепла часть. Правда, это наверняка займет какое-то время — но, как полагают авторы новинок, не такое уж существенное. Кстати, емкость рынка приборов индивидуального (поквартирного) учета тепла составляет порядка 2 триллионов рублей. Вряд ли Минрегион сможет долго сопротивляться требованиям изменения «Критериев» при таком давлении со стороны потребителей.


Copyright © 2011 ТСЖ Дачное4
Новости г. Санкт-Петербург ТСЖ дачное-2 ТСЖ дачное-4
198216 Сп-б Ленинский пр-т 135 к 4,5